Психологическая подготовка в процессе обучения работе с оружием
Самое совершенное оружие неспособно выполнить свое предназначение уничтожение врага без своей главной "детали" человека. И эффективность применения оружия определяется в первую очередь степенью обученности бойца, одной из важнейших составляющих которой является психологическая подготовка.
Существует два основных типа реакции человека на опасность ступорная и активная. При ступорной реакции человек при реальной угрозе впадает в оцепенение, сжимается в комок и застывает на месте, либо становится крайне медлительным и неловким, теряет способность оценить ситуацию и предпринять какие-либо действия по устранению угрозы. При активной реакции угроза мобилизует человека, он способен совершать действия, которые ему в спокойном состоянии просто не по силам.
Я привел два крайних проявления реакции на угроза, в психологии эта градация значительно более широкая, интересующихся этим вопросом отсылаю к учебникам по психологии, например Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Для нас же принципиально немаловажно понимание того, что у людей различия в реакции на угрозу заложено на уровне физиологии.
Люди с активным типом реакции это прирожденные воины, у которых самой природой заложен агрегат активных и эффективных действий по противодействию угрозе, но их меньшинство. Для людей же со ступорной реакцией условием выживания в бою является формирование в процессе обучения мощной мотивационной базы для действий, способной преодолеть физиологическую реакцию. При обучении стрелка конечной целью курса боевой стрельбы является способность действенно применять свое оружие в условиях реального боя.
Общеизвестно, что человеческая психика претерпевает в бою многочисленные изменения, однако мало кто представляет себе, насколько глубоки и разрушительны эти проявления.
В бою психика человека изменяется словно под воздействием мощнейшего наркотического средства, что, кстати, и происходит в стрессовой ситуации тело выбрасывает в кровь гормоны, по своему воздействию сравнимые с самыми мощными наркотиками. Меняется абсолютно все - восприятие информации, механизм принятия решений, чувствительность к болевым ощущениям и т.д. Появляется так называемое "тоннельное зрение" - боец воспринимает только один объект - источник непосредственной опасности, он не в состоянии уловить и понять любую другую информацию.
Подавляется деятельность левого полушария головного мозга, ответственного за абстрактно - логическое мышление. Человек теряет способность логически оценить ситуацию и ее развитие. Это, если можно так сказать, физиологическая составляющая психологической подготовки. Но существует ещё и мировоззренческая составляющая, не менее важная и стоившая жизни не одному попавшему в махач не подготовленным.
Нормальный мужчина, воспитанный в нормальной семье, нормальном обществе с детства усваивает постулат о ценности человеческой жизни, недопустимости посягательства на жизнь и здоровье другого человека. Война по сути своей изначально противоречит всем установкам мирной жизни, система ценностей на ней коренным образом отличается от действующей в мирной жизни.
Ранжировка проблем по важности соответствует порядку их перечисления, причем степень важности первой проблемы значительно превосходит важность двух других. Эти проблемы стоят перед всеми, кто когда-либо занимался боевой подготовкой, и путей её решения столь, сколько учителей.
Деление это достаточно условно, так как все серьезные школы подготовки в той или иной степени используют элементы каждого из методов, речь идет скорее о процентном соотношении этих методов в учебном процессе. Методы прямого натаскивания пользуются большой популярностью у различных террористических организаций, исповедующих человеконенавистническую идеологию, в которой жизнь отдельного человека, в особенности не принадлежащего к организации, не представляет никакой ценности.
По материалам http://sborsys.ru/psihologic/weapon-psiho/item/32-psiho-trei~
Хомячковый рай. Уйти и потеряться:
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.
Полезные сайты: | |